21.03.2014, 02:04 | #1 | ||
Администратор
|
Права Пациента
Права пациента Пациент - лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров. Права пациента - это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан. Вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены в статьях 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 Конституции Российской Федерации. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Одной из важнейших статей законодательства РФ ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Основы) является статья 19, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России: Каждый имеет право на медицинскую помощь. 5. Пациент имеет право на: 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации Далее, хотелось бы дополнить информацией с сайта Екатерины Салыгиной, где более подробно излагается материал по теме. Выступая в качестве пациента, человек получает медицинскую помощь, то есть действия, имеющие своей целью восстановление или улучшение его здоровья. 1. Право на уважительное и гуманное отношение персонала. Казалось бы, избитая фраза, в половине законодательства Российской Федерации говорится о праве человека на уважительное и гуманное обращение, однако до сих пор такая позиция отношения к любому человеку не стала для нас «библейской заповедью». 2. Право на выбор врача с учетом его согласия. Законодатель не случайно заложил при реализации этого права пациентом возможность врача при определенных условиях отказаться от лечения пациента. Объясняется это достаточно просто: одной из особенностей медицинской услуги является то, что результат ее может быть достигнут только при взаимодействии сторон и доверительном отношении между ними – то, что сами врачи называют «терапевтическим сотрудничеством». Если же этого сотрудничества не возникло (не получилось установить), должен быть механизм и условия для смены лечащего врача. В ноябре 1994 года на 4-ой конференции Ассоциации врачей России был принят документ «Этический кодекс российского врача». Понятно, что большинство клиник не входят в ассоциацию, но знать позицию врачебного сообщества по тем или иным вопросам иногда полезно. В частности, относительно права врача отказаться от работы с пациентом говорит статья 7 названного документа: врач имеет право отказаться от работы с пациентом: - если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи; - данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача; - врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество. При этом в обязательном порядке врач должен перепоручить (перенаправить) пациента другому специалисту. Таким образом, право пациента на выбор врача не абсолютно. При этом нужно помнить еще одну вещь: договор на оказание платных медицинских услуг, подписываемый с пациентом, носит публичный характер, то есть заключается с каждым, кто приходит в вашу клинику с просьбой о предоставлении медицинской услуги и готов ее оплатить. 3. Право на обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Подтверждением для пациента того, что никакой опасности для его здоровья с точки зрения санитарии нет, является санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление медицинской деятельности. 4. Право на проведение по просьбе пациента консилиума. 5. Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, иных сведений, полученных при обследовании и лечении пациента. Режим сведений (то есть допустимые действия), составляющих врачебную тайну, определен в ст.13 ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 323) По общему правилу разглашение врачебной тайны не допустимо (причем, заметьте – даже сведений о факте обращения за медицинской помощью). С разрешения пациента допускается передача сведений другим гражданам, а также в целях проведения исследований, опубликования научных статей. Закон уточняет, в какой форме должно быть выражено разрешение – клиника обязана взять письменное согласие на передачу данных третьим лицам (причем указать в документе конкретных лиц, которым могут передаваться сведения, составляющие врачебную тайну), а при передаче этих сведений обязательно спрашивать документ, удостоверяющий личность. Правила эти касаются частых ситуаций в медицинских центрах, когда родственники приходят забрать анализы пациентов, забрать их медицинские карты, выписки; когда предприятия хотят оплатить стоимость проведенного сотруднику лечения и просят предоставить документы о стоимости лечения; когда банки хотят предоставить кредит на лечение и т.д. Исключением, то есть, ситуациями, когда сведения могут быть переданы без согласия пациента, являются: 1) проведение медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования одного из его родителей или иного законного представителя; 5) в случаях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий; 6) в случаях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; 7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; 8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных; 9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования; 10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Замечу, что по сравнению с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 года перечень ситуаций, при которых возможно нарушение врачебной тайны и передача сведений, значительно расширен. В частности, решен спорный вопрос о том, нужно ли спрашивать согласие пациента на передачу его данных при проведении контроля качества медицинской помощи, как надзорными органами, так и страховыми организациями. 6. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Информированное согласие – важнейшая гарантия прав пациента и интересов медицинского учреждения. Пациент ДО начала медицинского вмешательства имеет право знать о:
По общему правилу медицинская помощь может оказываться гражданам только с их согласия. Исключение составляют случаи наличия у человека заболеваний, представляющих опасность для окружающих лиц в соответствии с ФЗ от 2.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также ситуации, когда принудительное медицинское лечение является санкцией за совершение преступления. В первом случае воля человека имеет решающее значение: соответственно, человек может как дать свое согласие на лечение, так и отказаться от него. Причем, отказаться в любой момент, на любом этапе лечения. Это его ПРАВО. Обязанность клиник в этом случае – доступно рассказать о последствиях отказа, с тем, чтобы пациент сделал свой выбор осознанно. 8. Право на получение информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация об их здоровье. Право на получение информации о состоянии своего здоровья обсуждению не подлежит – «здоровье МОЕ и я хочу знать, что вы с ним собираетесь делать, и что вообще с ним происходит». Речь идет о том, что на приеме врач обязан донести до пациента суть возникшего заболевания, варианты его лечения, их последствия, а также последствия отказа от лечения, ну и уж постольку поскольку врач частной клиники является еще и продавцом своей услуги – стоимость всех вариантов лечения. Более того, все перечисленное должно быть зафиксировано в медицинской карте и информированном согласии на конкретный вид манипуляции, и лучше, если под этой информацией будет стоять подпись пациента. 9. Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи. Здесь имеется ввиду ответственность клиники и конкретного врача в случае причинения вреда здоровью пациента. Проблеме ответственности за причинение вреда здоровью пациента посвящено достаточно много литературы, например: А.М.Балло, А.А.Балло. «Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред», Э.П.Григонис, О.В.Леонтьев «Ответственность за преступления, совершаемые медицинскими работниками», А.А. Глашев «Медицинское право. Практическое руководство для юристов и медиков». 10. Право пациента получить медицинскую документацию, копию медицинской карты либо выписку из нее (выписной эпикриз). До вступления в силу ФЗ № 323 весь советский и российский период существования медицины действовало неукоснительное правило: оригинал медицинской карты выдается только по запросу органов прокуратуры, милиции или судебных органов, пациенту же может быть выдана только копия медицинской карты либо выписка из нее. Процедура также в ранее действовавшем законодательстве не прописывалась, и мы вынуждены были обозначать ее в договорах с пациентом. В статье 22 действующего закона пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие здоровье медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Помимо того, что пациент теперь имеет право получить оригинал своей медицинской карты, появилось процедурное уточнение – по письменному запросу. Вся остальная процедура должна быть установлена федеральным органом исполнительной власти. | ||
Последний раз редактировалось Дарья; 21.03.2014 в 02:07. |
|||
2 пользователя(ей) сказали cпасибо: |
|
Метки |
здоровье, медицина, права пациента, федеральный закон |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Ограничений нет! Какие права есть у людей с инвалидностью | Martell | Законодательство | 0 | 29.07.2014 20:41 |
Как защитить права пациента в больнице или поликлинике | Martell | Медицинское право - права пациента | 0 | 07.06.2012 23:29 |
Обсуждение права инвалида на труд. | Домовой | Трудовое законодательство | 22 | 10.02.2012 17:40 |
Вы знаете свои права? | Martell | Протезирование и эндопротезирование | 2 | 09.02.2012 18:15 |
Права матери-инвалида. | Домовой | Общие темы, вопросы - ответы | 0 | 14.09.2011 12:56 |
Loading...
|