Клайв Льюис. Боль - Дискуссионный Клуб
Дискуссионный Клуб

Ответ
Просмотров Просмотров: 7767  Ответов Ответов: 2  
Опции темы Опции просмотра
Старый 04.12.2012, 16:13 Автор темы   #1
thorny35
Эксперт
 
Аватар для thorny35
Посмотреть
По умолчанию Клайв Льюис. Боль

"Сын Божий принял смертное страда ние не затем, чтобы люди пострадали,
но чтобы их страдания могли уподобиться Его страданиям",
Джордж Макдоналд
Непрочитанные проповеди. Цикл первый.


Введение

"Я дивлюсь дерзости, с какой подобные люди берутся говорить о Боге. В
трактате, адресованном неверным, они начинают с главы, доказывающей
существование Бога на основе природных фактов,.. что лишь дает их читателям
основание полагать, что доказательства нашей религии весьма слабы...
Замечательно, что ни один канонический автор никогда не ссылался на природу
в доказательство существованию Бога".

Паскаль, "Мысли", 7V, 242, 243...

продолжение следует...
  Ответить с цитированием
Старый 24.01.2013, 01:45 Автор темы   #2
thorny35
Эксперт
 
Аватар для thorny35
Посмотреть
По умолчанию Re: Клайв Льюис. Боль

II. ВСЕМОГУЩЕСТВО БОЖИЕ

Ничто, приводящее к противоречию, не входит во всемогущество Бога.

Фома Аквинский. Сумма теологии, Iа Q XXV, Агt. 4

«Если Господь благ, Он хочет счастья Своим созданиям, а если Он всемогущ, Он может все, что хочет. Однако создания Его несчастливы.
Значит, Бог недостаточно благ или недостаточно могуществен».
Так ставится в самой простой форме проблема страдания.
Чтобы ответить, надо прежде всего определить, что такое благость и что такое — могущество, а может быть, и что такое счастье: ведь если верны лишь обычные, привычные значения этих слов, на довод этот ответить невозможно.
Сейчас мы поговорим о всемогуществе, а потом — о благости.

Всемогущество означает «способность делать все»?. В Писании сказано, что Богу все возможно. Обычно, споря с неверующими, мы слышим от них, что Бог, если бы Он был, сделал бы то-то и то-то, а когда мы отвечаем, что это невозможно, они говорят: «Как же так? А я думал, что Бог у вас может все».
Тем самым встает вопрос о том, что такое «невозможно».

Когда мы говорим «невозможно», мы обычно опускаем еще какую-нибудь фразу, начинающуюся со слов «если только не». Так, оттуда, где я пишу, невозможно увидеть улицу, если только не обрушится передо мною стена.
Но можно ведь сказать иначе: «Оттуда, где я пишу, невозможно увидеть улицу, если все останется как есть». Конечно, можно и тут прибавить: «Если только не изменится природа пространства» или «природа зрения» и т. п.
Не знаю, что сказали бы на это настоящие философы или ученые, но я бы ответил: «Не уверен, что пространство и зрение могли бы так измениться».
Слова «могли бы» соотносятся здесь с некоей абсолютной невозможностью, отличающейся от возможностей и невозможностей относительных, о которых мы говорили до сих пор. Я не уверен в том, что вообще возможно видеть по кривой, потому что я не знаю, есть ли в этом внутреннее противоречие.
Зато я знаю, что если это противоречие есть, это совершенно невозможно.
Таким образом, абсолютно невозможное мы вправе назвать внутренне невозможным, так как оно несет свою невозможность в себе, а не заимствует ее из других, относительных невозможностей. К нему не приставишь «если только не».
Оно невозможно никому, нигде и никогда.


Далее...

Последний раз редактировалось thorny35; 24.01.2013 в 01:50.
  Ответить с цитированием
Старый 12.02.2013, 00:26 Автор темы   #3
thorny35
Эксперт
 
Аватар для thorny35
Посмотреть
По умолчанию Re: Клайв Льюис. Боль

Божественная благость

Любовь может терпеть, и Любовь может прощать, но Любовь никогда не примирится с недостойным любви предметом... Бог, Который есть Любовь, никогда поэтому не примирится с вашим грехом, ибо сам по себе грех не способен к перемене, но Он может примириться с вашей личностью, потому что ее можно возродить.

Трэерн "Столетия медитации".

Любое рассмотрение благости Бога тотчас же угрожает нам следующей дилеммой.

С одной стороны, если Бог мудрее нас. Его суждения должны во многих вопросах отличаться от наших, и не в последнюю очередь в вопросе добра и зла. Поэтому то, что кажется нам благом, может не быть благом в Его глазах, а кажущееся нам злом может и не оказаться злом.

С другой стороны, если нравственные суждения Бога отличаются от наших настолько, что наше "черное" может быть для Него "белым", мы ничего не можем иметь в виду, говоря о Его благости, ибо сказать "Бог благ", утверждая одновременно, что Его благость есть нечто совершенно иное, чем наша, значит сказать всего лишь: "Мы не знаем, каков Бог". А наличие у Бога совершенно неведомого качества не может дать нам нравственного основания для любви и повиновения. Если Он не "благ" (в нашем смысле этого слова), мы будем повиноваться, если будем вообще, лишь из страха, и с тем же успехом повиновались бы всемогущему дьяволу. Таким образом, учение о полной греховности, приводящее к заключению, что, коль скоро мы полностью греховны, наша идея добра попросту ничего не стоит, может превратить христианство в форму дьяволопоклонства.

Избежать этой дилеммы можно с помощью наблюдения за тем, что происходит в человеческих отношениях, когда человек невысоких нравственных устоев попадает в общество людей лучше и мудрее его, и постепенно перенимает их устои - этот процесс, кстати говоря, я могу описать довольно точно, поскольку сам ему подвергся. Когда я впервые пришел в университет, я был настолько лишен морали и совести, насколько это возможно для подростка. В лучшем случае я чувствовал слабое отвращение к жестокости и к жадности - что же до целомудрия, правдивости и самопожертвования, то я относился к ним, как павиан относится к классической музыке. По милости Бога я попал в компанию молодых людей (ни один из них, кстати сказать, не был христианином), которые были достаточно близки мне по уму и воображению для установления немедленной близости, но которые знали о нравственном законе и пытались ему повиноваться. Таким образом их понятия о добре и зле отличались от моих. То, что происходит в подобном случае, вовсе не похоже на ситуацию когда вас просят относиться как к "белому" к тому, что доселе именовалось черным. Новые нравственные суждения никогда не входят в сознание в качестве простых противоположностей прежних суждений, хотя и являются таковыми, но как хозяева, прихода которых ожидают. У вас не возникает сомнений относительно того, в какую сторону вы движетесь, они больше похожи на добро, чем те крохи добра, которые у вас уже есть, но в определенном смысле с ними неразрывны. Но великое испытание заключается в том, что принятие новых устоев сопровождается чувством стыда и вины, человек чувствует, что он попал в общество, где ему не место. Именно в свете подобных чувств и следует рассматривать благость Бога. Не подлежит никакому сомнению, что Его идея благости отличается от нашей, но вы можете не бояться, что, по мере приближения к ней, вас попросят попросту сменить нравственные устои на противоположные. Когда вы осознаете значимую разницу между Божественной моралью и вашей собственной, у вас не возникнет никакого сомнения, что требуемая от вас перемена направлена в сторону того, что вы уже называете "улучшением". Божественная "благость" отличается от нашей, но не радикально - она отличается от нашей не так, как белое от черного, а как совершенная окружность - от первой попытки ребенка нарисовать колесо. Научившись рисовать, ребенок будет сознавать, что окружность, которую он теперь изображает, есть именно то, что он пытался изобразить с самого начала.


Далее...
  Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Клайв Льюис. Любовь. thorny35 Религия 3 09.06.2013 20:50
Боль и обида. Helenka Психология 5 27.11.2011 18:30


Loading...

Обмен ссылками:


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2018, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
Лицензия зарегистрирована на: Forum-invalidov.RU Все права защищены.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Техническая поддержка vBulletin
⇑ Наверх
⇓ Вниз
Страница сгенерирована за 1.25720 секунд, 22 запросов